Previous Entry Share Next Entry
§ 2. Диафрагма
nikon
iljphotographer
На этом уроке поговорим о диафрагме. В прошлой вводной статье я написал, что обычно она состоит из некоторого числа лепестков и работает подобно человеческому зрачку, регулируя поток света, попадающего на матрицу цифровой камеры или плёнку. Всё так, остаётся добавить, что диафрагма располагается в объективе между линзами.
Отвлечёмся немного на объективы. Серьёзный разговор о них нас ждёт впереди, а пока просто запомним, в объективе есть линзы. Обычно их больше трёх, если мы говорим не о камере смартфона или планшета. Впрочем, разговор об объективах и диафрагме на мобильных устройствах, тоже ещё впереди. Линзы, это — стёкла. Сложно изготавливаемые, разной формы, они служат разным целям, но система линз объектива имеет одну цель — резко изобразить объект съёмки на светочувствительном элементе камеры.
Указание светосилы объектива
Светосила этого объектива — 3.5, о чём свидетельствует надпись «1:3.5»

Вы когда-нибудь держали в руках обычное толстое стекло или линзу? На просвет они кажутся абсолютно прозрачными, но только кажутся. Вспомним один любопытный факт из школьной программы — стекло не пропускает ультрафиолет. Для нас этот факт означает то, что какие-то лучи стекло поглощает. А так как в объективах стёкол много, значит и лучи объектив пропускает далеко не все. И чем больше в нём линз, тем процент поглощённого света больше. В связи с этим, говоря об объективах, прежде всего, принято говорить об их светосиле — это и есть способность пропускать как можно больше света. К слову, объективы пропускающие свет так, будто на его пути совсем нет стёкол — встречаются, но обычно это очень дорогие объективы для дорогих камер. В этом случае о светосиле такого объектива принято говорить «один к одному», записывается как «1:1». Обычно, правда, объективы бывают скромнее и их светосила равна 1:1.8, 1:2 или даже 1:5.6. Здесь, кстати, видно, чем больше второе число в соотношении, тем «темнее» объектив, тем меньше его светосила. И хотя, про первую цифру этого соотношения «забывают» — говорят о светосиле «1.8», «2» или «5.6», на самих объективах аккуратно наносят соотношение полностью.

Вернёмся к диафрагме. Когда она полностью открыта и не ограничивает свет, идущий через объектив, то её значение как раз и равно светосиле объектива. Об этом говорят как-нибудь так: «Максимальная диафрагма равна 1.8». То есть самая открытая диафрагма имеет наименьшее число, ближе всего к единице. Если же вы начинаете диафрагму прикрывать — понижаете количество пропускаемого через линзы света, то увеличиваете значение диафрагмы. Когда я только начинал осваивать фотокамеру и фотографировать, мне было сложно уяснить эту закономерность, если и вам тоже, то просто запомните, чем больше значение диафрагмы, тем больше она прикрыта. На картинках с примерами, думаю, всё видно наглядно.

Различные значения диафрагмы
Различные значения диафрагмы

Режим приоритета диафрагмы (режим, в котором её можно устанавливать вручную) обозначается на современных фотокамерах латинской буквой «A», от Aperture — отверстие. Вместе с тем, когда говорят о тех или иных значениях диафрагмы, то перед значением принято указывать латинскую букву «F». Что-то вроде «F: 2.8».

На что ещё влияет диафрагма?


Очевидное следствие работы механизма — чем диафрагма более прикрыта, тем меньше она пропускает света и наоборот. А на что ещё влияет её значение? Ответ — глубина резкости (часто говорят ГРИП — глубина резко-изображаемого пространства). Фотографы, зная этот факт, используют его в своих работах.

Если я собираюсь снимать портрет, да ещё с претензией на некоторую художественность, то количество света в кадре мне лучше регулировать выдержкой и величиной ISO, а диафрагму открыть на максимум. Тем самым я уменьшу глубину резкости до предела. Затем я тщательно сфокусируюсь на глазах модели — глаза и лицо получатся резкими, а фон и передний план очень красиво размоет. Из этого вытекает ещё одно следствие — для портретов лучше брать как можно более светосильные объективы. Эффект размытия заднего плана называют боке и используют его, конечно, не только в портретной съёмке.
Размытие заднего плана в портретеТот же эффект при съёмки природы
Эффект размытия заднего плана светосильным объективом
в портретной съёмке и не только. Диафрагма в обоих случаях — 1.8.

Лучи от фонарей при диафрагме 11
Свет от фонарей разбивается на лучики
при диафрагме 11.

В противоположность этому, если я собираюсь снимать пейзаж, желательно глубину резкости увеличить и для этого диафрагму придётся прикрыть, но насколько? По логике, если самая короткая глубина резкости находится на одном конце шкалы значений диафрагмы, то большое значение ГРИП — на противоположном конце этой шкалы? Всё так, да не совсем. Помните, объектив, это технически очень сложное устройство из целого ряда линз? Чем сильнее мы прикрываем диафрагму, тем больше появляется оптических искажений. Все они непременно отразятся на ваших снимках. Поэтому, даже если объектив позволяет выставлять диафрагму 32, лучше не закрывать её сильнее 16. Более того, на практике и эти значения выбирают далеко не всегда. Обычно нижнее значение механизма устанавливают на 9 или 11. Подобная диафрагма даёт красивые лучики от фонарей, снятых в вечернее время.

Мы совсем не говорили о том как именно на разных камерах выставляются диафрагмы, как близость или удалённость заднего плана влияют на его размытие — это дело будущего, мы будем разбираться с этими аспектами на практических занятиях, а первое теоретическое знакомство с диафрагмой я на этом прерву.
В следующей статье мы поговорим о выдержке.

Иллюстрации для статьи взяты с сайтов: habrahabr.ru, blog.photopoint.ee и моего собственного фотоархива.

?

Log in

No account? Create an account